МДОУ детский сад №10 Орехово-Зуево
«Начало воды – родник, начало народа – семья»«Начало воды – родник, начало народа – семья» Это интересно! Народные семейные традиции. Образ Мирового дерева в славянском фольклоре. С давних времён дерево является одним из самых распространённых образов в народном искусстве. Образ Мирового дерева встречается в фольклоре практически любого народа. Мировое дерево в народном сознании – это центр Вселенной, точка координат от которой люди вели отчёт времени и пространства. Применительно к жизни человека Древо жизни является проекцией мира семьи, символом неувядающей жизни и преемственности поколений. С корнями (подземный мир) связывается прошлое и жизнь предков. Ствол и ветви – реальный наземный мир, настоящее время, нынешнее поколение. Вершина Древа – огонь, звёзды, солнце- будущее. Новые побеги, почки – будущее поколение, дети. Деревьям отводится заметное место и в семейной обрядности. День рождения семьи – свадьба. В свадебном фольклоре и песнях для молодых – образ Дерева жизни воплощал плодородие живой природы: в его ветвях свивает гнездо соловей, в стволе – пчёлы, приносящие мёд, у корней дерева живёт горностай, выводящий малых деток, или обитают сами молодые. В русских свадебных песнях распространены также образы райского сада, яблони-невесты, яблок, винограда и других плодов – метафор невесты и жениха. Обрядовые деревья, символы мировой оси, использовались во время свадьбы, строительства дома (известен плотницкий обычай ставить деревце (в том числе и ель с иконой) или крест в центр (красный угол) будущего жилья). Обычай устанавливать новогоднюю или рождественскую ёлку дожил до наших дней. Следует отметить, что одним из самых древних ритуалов является весенний ритуал, посвящённый вечному процессу возрождения природы. В России данный обряд превратился в самый крупный праздник, соединяющий весну с летом (Троица, Духов день, Семик, Берёзка). Это был традиционно девичий и женский праздник. В период «зелёных святок» женщины и девушки как бы воссоединялись с Матерью-природой и брали от неё плодородную силу. В основе многих поверий и обрядов лежат представления о тесной связи между человеком и Деревом. Дерево (как и растение) соотносится с человеком по внешним признакам: ствол соответствует туловищу, ветки – рукам или «детям», сок – крови. При рождении ребёнка для него сажают дерево, веря, что ребёнок будет расти так же, как развивается дерево. Изображения Мирового дерева часто использовали наши предки и в декоративно-прикладном творчестве (в вышитых и тканых узорах, в росписи и резьбе по дереву, в лубке, в народной игрушке и книжных иллюстрациях). Образ Мирового дерева как начало всех начал, центра вселенной, жизни, семьи, говорит о том, что предки наши жизнь семьи считали главным делом всей жизни. 12 декабря 2012 в 21:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.